Инфляционные источники финансирования дефицита бюджета
Бюджетный дефицит может финансироваться за счет 3-х главных источников: внутренних и внешних займов, денежной эмиссии. В случае финансирования государственных расходов за счет займа в частном секторе число товаров и услуг в народном хозяйстве остается неизменной и последствия подобной задолженности зависят от экономической кон "юктуры и состояния рынка усилий и капитала. При наличии в стране свободных средств и недостаточности спроса на капитал с позиции частного сектора увеличения государственных расходов, финансируемых за счет внутренних займов, становится фактором, способствующим экономическому развитию.
Если бы украинское правительство имело возможность распространить из населения и компаний государственные облигации в размерах, достаточных для покрытия бюджетного дефицита, то это значило бы, что повышение государственных расходов происходило бы за счет сокращения личного потребления. Такое перераспределение направлений эксплуатации ВВП не составлял бы опасности для экономического положения Украины. Результаты эмпирических исследований показывают низкую эластичность сбережений по процентным ставкам, следовательно, маловероятность существенного увеличения добровольных сбережений за бюджетного дефицита. Для уменьшения этих сбережений требуется проводить интенсивную и продолжительную работу по завоеванию у населения доверия к государству и Национального банку.Финансування бюджетного дефицита за счет внешних займов обозначает возникновение возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Хотя при этом возврат долга и его обслуживание будут происходить за счет будущего производства, а это потребует в будущем соответствующего уменьшения объема импортируемых товаров и услуг.
Требуется тоже иметь в виду, что за кредитного финансирования государственных расходов случается перераспределение во времени связанного с этими расходами финансового бремени, а значит и привлечение будущих поколений к обслуживанию государственной задолженности. Эту нагрузку возможно перевести лишь в том случае, когда речь ведется о расходах, эффект от которых наступит ч/з определенное время. К подобным расходам могут быть отнесены ранее бесспорно рентабельные вклады, и вклады в области инфраструктуры, которые благодаря высокой производительности позволяют получать в будущем высокие доходы.
Сложность государственной задолженности имеет еще и политический аспект, связанный с борьбой м/у исполнительной и законодательной властью или стремлением парламента отодвинуть политические утраты и последствия принимаемых решений, к следующему законодательного периода. Так, финансирование налоговых государственных расходов при помощи займов в сравнении с повышением налогов или сокращением расходов вызывает менее политических потерь и недовольных избирателей. Ведь тогда нет потребности в получении дополнительных бюджетных доходов, следовательно, и в увеличении налогообложения, нет риска конфликта с любыми группами или слоями населения, чьи интересы будут затронуты, что вероятно в случае сокращения расходов.
Другие статьи по теме:
- Генезис меркантилизма- Милитаризация экономики
- Химико-лесной комплекс
- Организация финансовой работы
- Агенство Недвижимости Единство