Школы развития менеджмента и их характеристика
На основе работ Э. Мэйо, М. Фоллет и Ч. Барнарда была сформулирована новая философия человеческих отношений. Ученые начали придавать большое значение психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, проблемам групповых отношений, групповым нормам, конфликтам и сотрудничеству, коммуникационным барьерам, неформальным организациям.
В 60-70-х годах теория человеческих отношений постепенно стала отходить на второй план. Ее вытеснила теория "человеческих ресурсов", которая ставила перед собой задачи повышения профессионального и творческого потенциала работников организаций.Найвидомишимы представителями этой школы являются А. Маслоу и Д. МакГрегор. В частности, А. Маслоу направил свои усилия на изучение потребностей индивидуумов, на основе чего разработал иерархию потребностей работников и теорию мотивации, которая была построена на таких предположениях относительно человеческой натуры: 1) человеческие стремления требуют удовлетворения, 2) человеческие действия направлены на полное удовлетворение желаний , а довольно часто индивиды не могут это сделать. А. Маслоу подчеркивал, что не следует преувеличивать значение денег в стимулировании работников. Он отмечал, что в обязанности менеджера должно входить создание соответствующего климата, при котором работники будут стремиться наилучшим образом проявлять свои способности.
Д. МакГрегор предостерегал от упрощенного подхода к проблеме человеческих отношений, что было присуще классическому менеджменту. Опираясь на свой практический опыт работы менеджером и консультантом, а также на работы А. Маслоу, Д. МакГрегор сформулировал теорию Х и теорию Y (табл. 1). Он считал, что классический менеджмент опирается на положения теории Х, школа человеческих отношений пытается их модифицировать, но более реально соответствуют действительности положение теории Y.
Основные положения теории Х и теории Y
Еще одной школой гуманистического направления была поведенческая школа или, как ее еще называют, "бихевиористская".
Другие статьи по теме:
- Идеи И.Т. Посошкова о регламентации хозяйственных процессов.- Работа для школьников в САР
- Почему не вращаются циклы в empar.pro
- Аналитические обзоры
- Инновационный менеджмент. Профессиональные требования к инновационному менеджеру.