Школы развития менеджмента и их характеристика
Верными последователями Ф. Тейлора были Г. Гант, Г. Эмерсон и супруги Гилбрет: Лилиан и Фрэнк. В частности, Г. Гант предложил использовать в оперативном управлении графические методы, известные ныне как "графики Ганта», начав тем самым производственное календарное планирование на современной технической основе. Ф. Да Л. Гилбреты изучали вопросы, связанные с выполнением физической работы в производственном процессе, исследовали связь между научным менеджментом и социологией и психологией. Г. Эмерсон разработал принципы повышения эффективности не только производственного труда, но и любой целесообразной деятельности человека: в государственном управлении, во внешней политике, в военном деле, на транспорте и в домашнем хозяйстве.
Г. Эмерсон дал определение эффективности как максимально выгодного соотношения между затраченными усилиями, деньгами, оборудованием и т.д. и экономическим результатом, которое не утратило своего значения и доси.Незважаючы на большой вклад рационалистической школы в формировании научного подхода к управлению, она имела и существенные недостатки. В частности, основное внимание уделялось рационализации производства, при этом не учитывались индивидуальные качества работников, попирались социальные аспекты рабочих отношений, игнорировались профессионализм и способность квалифицированных работников подавать идеи и предложения по совершенствованию работы. Это не позволяло ее сторонникам эффективно использовать весь потенциал производственных предприятий.
Несколько иной подход к управлению организацией использовал немецкий ученый М. Вебер (1864-1920). Созданная им школа управления в рамках классического направления менеджмента носит название "рациональной бюрократии".
М. Вебер отстаивал мысль о том, что управление организациями должно осуществляться на сугубо рациональной, обезличенные основе, что позволяет четко определить должностные обязанности и ответственность работников и реально оценивать их работу. М. Вебер считал, что такая организация будет эффективной, гибкой, поскольку она в меньшей степени зависеть от воли и желания конкретных людей. И это оказалось справедливым только для крупных компаний и относительно стабильных условий хозяйствования, что было характерно для первой половины ХХ в. Далее, как показал опыт, чрезмерная бюрократизация правил и процедур стала негативно влиять на развитие предприятий.
Основателем еще одной ветви классического направления менеджмента стал француз А. Файоль. Его исследования легли в основу формирования школы административного управления. Он исследовал и описывал сугубо управленческий труд, что до него не делал никто.
Другие статьи по теме:
- Эффективность по Парето.- Опрос участников выставки «АДРЕНАЛИН-action.
- Тимбилдинг
- Функции финансового менеджмента
- Эффективность и пути повышения качества продукции